Звонок бесплатный
Тест-Драйв. Arctic 25 Commuter.
Автор: Журнал "Капитан" № 2 (90) 2015 Автор: Артём Лисочкин; фотографии Атле Кнутсена   

 Askeladden 805 Commuter

Реинкарнация Commuter.

Ради такого случая в журнале, наверное, стоило бы завести рубрику вроде «Ретро-тест», хоть дело и было уже в нынешнем веке. Для того чтобы вернуться к результатам испытаний более чем десятилетней давности (кстати, полностью они публикуются впервые), есть очень уважительная причина: Askeladden 805 Commuter, оказавшийся некогда настоящей сенсацией норвежского малого судостроения и временно сошедший со сцены лишь по причине чисто экономических и финансовых «штормов», в самом скором времени обретет свое новое воплощение под финской маркой Arctic . Лодочные пристрастия норвежцев вообще отличаются своеобразной полярностью: наряду с «типичными скандинавами» (старомодные обводы под клинкер, вельботная корма, все пространство наглухо закрыто надстройками) здесь очень популярны и откровенно южные компоновки, причем даже в категории моторных яхт, а неторопливым суденышкам классических очертаний противостоят даже не просто спортивные, а уже практически гоночные болиды со скоростями под 60–70 узлов.

Водоизмещающая «классика» и скоростной «кабриолет» от одной и той же верфи – тоже вполне нормальное явление. Все это разнообразие наглядно иллюстрировали «тестовые семинары», которые некогда ежегодно проводились Ассоциацией малого судостроения Норвегии в курортном городке Арендале, но вот катер профессионально-патрульного облика на фоне даже столь разношерстного тестового флота показался многим в некотором роде белой вороной.

Надо сказать, что бума в этой области, подобного нынешнему, тогда не наблюдалось – прогулочные суда «профессиональной» концепции строили исключительно специализирующиеся на них фирмы во главе с известным финским триумвиратом Nord Star – Targa – Minor (ныне Sargo). За Askeladden, выпускающей привычные прогулочные лодки, ничего подобного до тех пор не водилось… Я поначалу особо не проникся оригинальной концепцией – понравился разве что брутальный дизайн, а больше всего – тонкий (10 см) надувной привальник, формально роднящий лодку с RIB’ами. Но так получилось, что на жеребьевке первого тестового перехода из Арендала в Лингёр мне выпал как раз Commuter, где моим единственным напарником, занявшим кресло пассажира, стал Георг Асквик, который на пару с братом Хенриком и владел тогда верфью (предприятие это изначально семейное и основано аж в 1911 году, но позже, уже в кризис, часть акций у братьев перекупил известный концерн Brunswick).

По генеральному курсу между двумя городками не больше тридцати морских миль, причем можно идти как открытым морем, так и через путаницу островков и фьордов вдоль побережья. Поскольку даже в закрытом фьорде, на берегу которого расположен Арендал, задувало не по-детски, я принялся разыскивать в навигаторе проверенный прошлогодний трек безопасного, но чертовски медленного из-за ограничения скорости и многочисленных узких поворотов прибрежного лабиринта. «Брось ты свои карты! – посоветовал Георг. – Пошли морем!»

 Arctic 25 Commuter

Короче говоря, на просторах Скагеррака мы оказались в полном одиночестве – коллеги предпочли более спокойный маршрут. При виде пенных барашков и короткой ветровой волны, накладывающейся на мощный морской накат, что встретили нас на выходе из фьорда, я поначалу подумал, что понты понтами, но сейчас нам достанется по полной. Для 8-метровой лодки явно многовато… Однако черт оказался не так страшен, как нам его малевали. По крайней мере, с борта 805-го.

Вместо безумных каракуль прокладки «берегового» пути – ровная, как стрела, прямая на экране картплоттера, можно и впрямь обойтись безо всякой карты. А приготовившись отрабатывать каждую волну рукояткой дросселя, я вскоре обнаружил, что на скорости примерно 25 узлов и при более чем уверенном режиме глиссирования ее можно оставить в покое – особых проблем не создавали даже волны-выродки, вздымавшиеся выше «среднестатистических» метра–полутора. Конечно, без внушительных порций воды в скошенные назад, по-траулерному, стекла рубки не обошлось, но когда сектора «дворников» стали белесыми из-за морской соли, Георг просто ткнул пальцем в незамеченную мной кнопку. Омыватель! Стекла вмиг стали чистыми, и вскоре сквозь серую морось проглянули белые домики Лингёра.

У входа в гавань я привычно перевел машину на «стоп», собираясь вывесить кранцы, но Георг только махнул рукой – давай, мол, не задерживайся. Ну да, надувные кранцы у нас еще на заводе вывешены, по всему периметру! Мягко притерлись к причалу, словно лоцманский катер или патрульный перехватчик, где лишняя возня с веревками тоже не приветствуется, и до появления из шхер всего остального «конвоя» успели исходить крошечный Лингёр вдоль и поперек.

 

 Askeladden 805 Commuter

Стоит ли говорить, что даже таких чисто «водительских» впечатлений мне вполне хватило, чтобы получить среди коллег репутацию первейшего фаната необычной лодки? Все, не сговариваясь, оставили мне Askeladden 805 Commuter и на время завершающей «тест-семинар» вертолетной фотосессии…

Отрадно, что ностальгические чувства можно вернуть, не просто пересматривая старые фотографии и технические отчеты. Права на производство этой лодки, прекращенное в свое время из-за экономических неурядиц, недавно приобрела финская компания Arctic , и первый экземпляр возрожденного Commuter (теперь уже с «футовым» индексом «25») на момент подписания этого номера в печать был практически готов к спуску на воду. Так что жду негаданной встречи со старым знакомцем, пусть и в его новом обличье.

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ

Askeladden 805 Commuter(прототип Arctic 25 Commuter)

Нагрузка – 2 чел. плюс 280 л топлива и 100 л воды, силовая установка – MerCruiser D 4.2 D-Tronic (270 л. с.) с угловой колонкой Bravo III, транцевые плиты полностью подняты, температура воздуха +14 °С, температура воды +16 °С, скорость ветра 4–6 м/с, высота волны 0,4–0,6 м, акватория – прол. Галтезунд Северного моря, Арендал, Норвегия, дата – 24 мая 2004 год

 

 

 

 Arctic 25 Commuter

 

 

выбрать катер

показать все предложения
ARCTIC Commuter
PARKER BOATS

Напоследок

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
prev
next

НОУ-ХАУ ПО-ПОЛЬСКИ

News image

Вот уже на протяжении десятилетия катера производимые  компанией Parker привлекают к себе внимание любителей отдыха на воде из всей Европы. Фирма производит лодки, хорошо сконструированные и,...

Росчерк на воде

News image

Parker 660 Weekend — это лодка для дневных прогулок, спорта и рыбалки с ночевкой. Есть Parker — легендарная ручка, пишущий инструмент. А есть другой Parker — ло...

Большое приключение

News image

Большое путешествие на Parker 800 Weekend. В Москве во время выставки MBS на стенде компании Nord Boat стояла лодка Parker 800 Weekend с изображением карты Норвегии на...

Бензин или дизель.

News image

Что предпочесть? Споры вокруг выбора двигателя для катера, работающего на том или ином топливе, возникли далеко не вчера. Но если сделать что-то вроде диаграммы мнений, то ...

Габариты свободы

News image

Что такое "автогабарит"? В обсуждение катеров различного класса мы чаще всего заостряем внимание на их ходовых качествах, компоновке, концепции, не забывая и о ттх. Впрочем, последнее ра...

 

 

Nord Boat

 

Nord Boat (Норд Бот)

197110, Санкт-Петербург, Крестовский остров,

Южная дорога 4, корп.1

Яхт-клуб "Крестовский"

Написать письмо