Звонок бесплатный
Arctic 25 Commuter
Автор: Алексей Даняев 5 (263) 2016. Катера и Яхты   

Практичность и универсальность – путь к успеху

Тестовое путешествие с отступлениями

Выведение на рынок нового лодочного бренда всегда сопряжено с известными рисками. Мощное моторное судно– товар дорогостоящий, долгоживущий, и отдавать значительную часть времени и средств абы кому покупатель всегда не готов. Новый бренд – это в известной степени «кот в мешке». Чтобы развеять завесу неопределенности нужны тест-драйвы с мнениями экспертов, а еще лучше – тестовые походы продолжительностью в несколько дней, именно в них раскрываются тонкости эргономики конкретных лодок, вылезают «косяки» технических решений и модных нововведений. Такой поход был запланирован тест-группой «КиЯ» на новом катере Arctic 25 Commuter . Катерный бренд Arctic Boats – открытие этого года на российском рынке. Впрочем, он не новичек.

 

 

 

 

Мы вширокую «засветили» его после зимних выставок в Дюссельдорфе и Хельсинки, хотя    впервые на страницах журнала он отметился еще годом ранее – в No253. Отметился и пропал. Шла непростая работа по внедрению проекта в производство, она требовала времени. Как было сказано при первом знакомстве, Arctic стал логическим продолжением известной серии норвежских катеров- «коммутеров» Askeladden С8, чьи потребительские качества высоко оценивали эксперты. В силу известных причин их производство на земле викингов стало нерентабельным, и проект был продан европейской компании Arctic Boats, которая подновила дизайн судна при участии словенского бюро Seaway и разместила заказ на судостроительных мощностях в польском городке Гижицко. Польша – благодатный край для организации разного рода сборочных производств.

 

Интегрированная Европа минимизирует расходы и время на поставку комплектующих деталей, стоимость рабочей силы на ее окраинах очень умеренная, но и требования к качеству готовой продукции – без всяких скидок. Год ушел на достижение требуемой кондиции, и вот Arctic 25 Commuter появился в Петербурге и готов к испытаниям северной погодой.

Мы испытательная команда – два Алексея, оба специалисты-корабелы разных лет выпуска. Мы намерились проделать «марш-бросок» по Неве и Ладоге, причем такой, чтобы потерять из вида берега. Все знают, насколько переменчива ветро-волновая обстановка на самом большом озере Европы, и это шанс для нас в сжатые сроки почувствовать особенности поведения судна. За безопасность не слишком опасаемся: категория катера «B», подтвержденная документом из Польского регистра, гарантирует преодоление четырехметровой волны открытого моря, встретить которую на нашем озере маловероятно. В надежности 350-сильного дизеля Mercury сомневаться тоже не приходится, тем паче, что некоторые проблемы с топливной системой мы «взломали» еще на стадии первых опытных забегов.

Лодка досталась нам совсем новой, необжитой, поэтому полдня ушли на закупки, сборы и построение планов. Чтобы гарантированно получить несколько длинных курсов относительно волны решили после вечернего броска в Шлиссельбург пройти открытой водой в Волхов, а после пересечь озеро по диагонали до Приозерска, где и закончить путешествие. Крейсерская скорость в 20- 25 уз позволит совершить каждый из этапов менее чем за день, и еще останется время на фотосессии и неспешное осмысление полученного опыта.

Arctic 25 полностью оборудован для длительного путешествия небольшим экипажем

Лодка заказная, «набитая» различными опциями, и несмотря на желание опробовать все ее возможности, в освоении радара Raymarine нам не хватило должной настойчивости – с успехом обошлись обычным ручным управлением и сервисом картплоттера с ярким сенсорным экраном и эхолотом с функцией. Надо упомянуть также носовое подруливающее устройство с кнопочным управлением, незаменимое при маневрировании в условиях течения и ветра и конечно управляемые транцевые плиты, в необходимости которых нам пришлось убедиться на практике. Сборы были не слишком основательными, с расчетом на дальнейшие выходы на берег за провизией, но сразу взяли вещи, которые нужно не раздумывая держать в списке «must have»: спасжилеты, непромоканцы, бинокль, радио речного диапазона, вспомогательный и плавучий якоря с тросом, а также полный комплект проводов-зарядок для разнообразной «ручной» электроники.

 

Сомнения вызвала штатная плитка- спиртовка под крышкой на передней панели. Спирта по-быстрому достать не удалось, поэтому прихватили обычную туристскую плитку с газовым баллончиком. Как же в походе без горячего?

Отступление первое, метрологическое

Результаты замеров ходовых характеристик. Виден высокий выброс путевого расхода топлива в переходном режиме движения и ровная его полка в диапазоне крейсерских скоростей

Программа любого теста как правило включает замеры скорости, шума и расхода топлива. Разумеется, все это мы проделали заранее. Замеренные значения видны на графике, но необходима их интерпретация. Arctic 25 Commuter – катер мореходный, довольно тяжелый для своих размерений, его полное водоизмещение превышает 4 т, следовательно, имеется выраженный «горб» в переходном режиме, движение на котором экономически невыгодно. Как видно, при скорости в 10 уз путевой расход более 2.5 л/милю, тогда как при 20 уз он падает чуть ли не вдвое, до 1.4 л/милю. Впрочем, общий запас топлива у катера превышает полкуба, и в нашем случае при расстояниях между ПЗС в пределах 80-100 миль расход был не критичен, тут наилучший режим движения каждый владелец может выбирать для себя сам. Кроме того, в переходном режиме катер задирал нос, и этой особенности полностью не устраняли ни пристроенные при модернизации дополнительные объемы плавучести на транце, ни опущенные плиты. Опытным путем мы отметили, что наилучшие скорости хода «25-го» лежат в диапазоне 18-30 уз, или 2500-3300 об/мин, когда двигатель отдает 50-70% полной мощности. На быстрой восьмиметровой лодке – это комфортно. Полно места чтобы разложить вольготно, с прямым доступом нужные в пути вещи. но по сравнению с чистыми «прогулочниками» места в рубке «25-го», прямо скажем, не в избытке. Компоновкой он ближе к лодкам, которые принято считать служебными – и платит за это обитаемым пространством. Проходы к боковым сдвижным дверям удобны и востребованы для быстрого доступа к борту, плюс проход к кормовой двери предпочтительно не загромождать чтобы не пробираться в кокпит бортовыми проходами, хорошо защищенными фальшбортом от волны, но все же узковатыми. В лодке вполне можно разместиться на несколько дней вчетвером, а дальнейшее увеличение числа пассажиров на борту, вплоть до паспортных восьми, потребует компромиссов, сопряженных с полной уборкой стола, задействованием вспомогательных сидячих и спальных мест, и это уже вариант только для коротких путешествий. Для размещения камбуза с мойкой, хранения провизии и снабжения, хотя дополнительного спального места лишаемся. Есть над чем подумать при заказе опций. По величине с его весом. Тихоходный водоизмещатель, поддерживаемый только гидростатическими силами, подвержен ударам на порядок меньшим по величине. Следовательно, комфорт хода любого судна по волне определит соотношение между статическими и динамическими Шум при этом вполне комфортен, в пределах 75-80 дБ, и слышны преимущественно нижние частоты, а «звон» воды эффективно отсекают плотно запирающиеся сдвижные двери. Вдобавок при средних ходах эхолот не теряет сигнал, что полезно в наших мелководьях. Не стоит полагаться на одну только карту, когда осадка достигает метра, а стоимость колонки Bravo Three превышает полмиллиона рублей.

 

Солнце уже начало желтеть, когда мы утвердились в достаточности потраченного на сборы времени и, прогрев двигатель до положенных 60°, отвязали наконец швартовы. И – потащились вверх по Неве. Ограничение скорости в черте города в 15 км/ч признают нелепым даже инспекторы ГИМС, вполне достаточным было бы ограничить ее лишь в пределах центральной его части, где движение наиболее интенсивно. Тяжелый глиссер тащит кормой воду и разводит волну, сжигая солярки столько же, сколько и на крейсерском ходу. Выносить это издевательство нет ни сил, ни времени, и за Смольным наконец даем нормальный ход. Катер идет по реке устойчиво, в отличие от легких лодок не замечает водоворотов, и берега быстро проносятся мимо. Заруливаем на ПЗС в Невской Дубровке чтобы добить запас топлива. Заправщик с интересом оглядывает катер, проявляет осведомленность в знании мореходных катеров, начинает сравнивать наш Arctic с польскими Parker , финскими Nord Star . Неудивительно – эти марки выросли из той же скандинавской традиции, и где им быть, как не на нашей неспокойной Ладоге? Высокая для польской лодки цена? Да, «25-й» недешев и сравним по стоимости с финскими лодками. Так ведь чудес не бывает: и масса корпуса немалая, а люксовая отделка и разнообразное оборудование стоят своих денег. Конкурирующие лодки польской постройки заметно более легкие и проще оборудованы в стандартной поставке.

Шлиссельбург – тихая гавань перед броском в Ладогу

Набив баки доверху, уходим к знакомому месту ночной стоянки в Петровском канале у цехов Охтинской судоверфи. Там всегда доброжелательный прием, тишина и близость к самому центру Шлиссельбурга. Можно неспешно оценить условия размещения на борту. В исполнении этой лодки есть нестандартные особенности. Под рундуком левого борта оборудовано дополнительное спальное место-«гробик». Оно не слишком просторно, но имеет важное достоинство: уложив там ребенка, или, скажем, громко храпящего члена экипажа, вам не придется разорять обеденный уголок-трансформер в салоне. Стол постоянно закреплен на вертикальной полированной трубе посередине салона, и его можно перемещать между рабочим положением на уровне рундуков и походным – под подволоком. Это удобно решает проблему хранения столешницы, если предполагается соорудить четвертое спальное ме- сто в кормовой части рубки. Однако, выставив стол, следует помнить, что для прохода мимо него в кокпит по- требуется сложить хотя бы одно из его «крыльев». Кроме того, неплохо бы иметь больше свободы в положении передних кресел, чтобы их тоже можно было задействовать при вечернем застолье, да и вообще настраивать сообразно желаниям. Гальюн с накопительной цистерной практичен, хотя и скромен в размерах. Хорошо что он просто есть на борту.

 

 

Отступление второе, эргономическое

Путешествовать вдвоем на быстрой восьмиметровой лодке – это комфортно. Полно места чтобы разложить вольготно, с прямым доступом нужные в пути вещи. но по сравнению с чистыми «прогулочниками» места в рубке «25-го», прямо скажем, не в избытке. Компоновкой он ближе к лодкам, которые принято считать служебными – и платит за это обитаемым пространством. Проходы к боковым сдвижным дверям удобны и востребованы для быстрого доступа к борту, плюс проход к кормовой двери предпочтительно не загромождать чтобы не пробираться в кокпит бортовыми проходами, хорошо защищенными фальшбортом от волны, но все же узковатыми. В лодке вполне можно разместиться на несколько дней вчетвером, а дальнейшее увеличение числа пассажиров на борту, вплоть до паспортных восьми, потребует компромиссов, сопряженных с полной уборкой стола, задействованием вспомогательных сидячих и спальных мест, и это уже вариант только для коротких путешествий. Плитка, расположенная на передней панели – это вообще диковинка, как ей пользуются скандинавы? Ее оптимальное назначение – сварить кофе у городского причала. Рациональнее отдать место перед «штурманским» креслом картам, лоциям, компьютеру-планшету, для которого там, кстати, нужна еще одна розетка. А если не устраивать спального «гробика», появится удобное место для размещения камбуза с мойкой, хранения провизии и снабжения, хотя дополнительного спального места лишаемся. Есть над чем подумать при заказе опций

 

 

Сон на борту глубок и безмятежен. Запертые двери гарантируют тишину, на палубном люке есть комариная сетка, воздуха достаточно. Доступ в «гробик» через подъемный люк требует некоторой сноровки, но спать в нем вполне удобно, особенно на волне, хотя открывающийся «в море» вентиляционный лючок не помешал бы...Наутро гуляем по Шлиссельбургу, погода прекрасная. На набережной попадается группа голландских туристов-байкеров, они объехали всю Северную Европу вплоть до крайней ее точки Норд-Кап, теперь завершают круг через Россию. «У вас хорошо, бензин очень дешевый» – говорят. А уж мы-то как этому рады! Прокладываем курс не мудрствуя, по основному фарватеру. До Новой Ладоги около 65 миль, три-четыре часа – и там, если ничто в пути не задержит. Слушаем прогноз погоды по пятому речному. Обещают волну «полметра-метр» при слабом западном ветре. Это ладожский стандарт, нам беспокоиться не о чем. Аккуратно выбираемся Кошкинским фарватером и устремляемся вперед в безбрежную водную гладь. Солнце светит в корму, засвечивает в верхний стеклянный люк Webasto, и тут открываем для себя неприятный побочный эффект. Лобовые стекла рубки наклонены вперед, как этого требуют каноны проектирования покорителей морей, и наклон действительно оказывается практичным: па- дающие брызги меньше беспокоят, в стекле не отражается передняя панель. Попутная волна понемногу достигает предсказанных высот, мы летим по ней при 20-25 узлах, вре- менами ударяясь килем о склоны. Тогда тучи брызг поднимаются по сторонам, перелетая и через крышу. Внутри сухо, ни один стык не течет. Солнце нагревает стеклянный «стакан» рубки, но люки открывать не хочется – в них летят брызги. Ищем возможность устроить вентиляцию через приоткрытые двери. Рулить в одной позе утомительно, хорошо что кресло-трансформер позволяет разнообразно менять ее. Высокая стойка, на которой укреплен стол, великолепно исполняет роль поручня при перемещениях по рубке, а вот в носовую каюту на ходу по волне лучше не лезть: делать там нечего, и меньше риск набить шишек. Впрочем, гальюном так или иначе воспользоваться приходит время, и ради этого снижаем ход до малого. Двухбалльная волна легко покоряется нам. За Сухским маяком поворачиваем в сторону берега, вода постепенно меняет цвет на желтоватый и коричневый – показались купола церквей Новой Ладоги и размеченный вход в Волхов. Выше по течению есть большая охраняемая стоянка «Турбаза Ладога» за очень умеренные деньги, но мы решаем оставаться «дикарями». Заправившись и совершив вылазку в город, уходим дальше по Волхову чтобы найти спокойное место для второй ночевки.

 

 

Отступление третье, краеведческое

Новая Ладога – небольшой областной городок, милый и живой. Малоэтажным домикам в центре лет по сто, в зеленых дворах трогательные дровяные сараи. По Волхову снуют моторки, берега многочисленных каналов уставлены лодочными корпусами: здесь один из центров любительской рыбалки на – древняя крепость-музей в поселке Старая Ладога в 15 км выше по течению. А ведь эти места по экономическому развитию соперничали в свое время с известнейшими центрами княжеской Руси. Но это все общеизвестные достопримечательности. Если вы доберетесь на лодке до Волхова, непременно подойдите к правому берегу у деревни Горчаковщина, что перед поворотом реки на запад к кургану Олега. Там у песчаной отмели всегда людно. Выйдите на берег и пройдите вглубь лесного каньона 50 метров прямо по руслу чистого ручья. Вам откроется незабываемое и почти мистическое зрелище: сложенный слоями песчаника округлый грот, со свода которого с четырехметровой высоты обрушиваются струи прохладной воды. Это Горчаковщинский водопад, самый высокий из нерукотворных в Ленинградской области. Глубина Волхова у берегов достаточна для подхода малых удов даже с метровой осадкой. Приглубость волховских берегов позволяет нам для второй ночевки встать носом в берег напротив стен Старой Ладоги, лишь коснувшись дна металлическим протектором на форштевне. Заводим второй якорь с кормы на глубину и надежно вяжемся к береговым деревьям. Садится солнце, плюхают рыбешки в траве, в воздухе царит летняя идиллия.

 

Наутро фотосессия и бросок в Приозерск. Отснять Arctic 25 в нешироком Волхове непросто: тяжелый катер разводит волну и жители прибрежных дач едва ли были счастливы наблюдать легкое цунами в своих огородах. По-быстрому управившись, уходим в озеро. Там та же двухбалльная волна с разных направлений. Идти бортовой западной волной довольно комфортно: качает не сильно, брызги только в левый борт, и с вентиляцией нет проблем. В пути хочется выпить кофе, и мы заранее припасли горячей воды в термосе – камбуз не понадобится. Валы навстречу неприятны, приходится снижать ход до минимального глиссирования при 17-19 уз с предельно выпущенными «закрылками», и даже такая скорость вызывает болтанку, которую можно переносить, лишь хорошо раскрепившись в рубке между поручнями и креслами. В кок- пите качка спокойнее, и мы, сменяя друг друга за штурвалом, выходим на корму, чтобы проветриться под брызгами. В самом центре озера зыбь неожиданно пропадает, и мы добавляем хода. По мере приближения к берегам Приозерска понемногу нарастает встречный ветер, который разводит очень короткую волну с барашками, от которой катер сотрясается как повозка на булыжных улицах средневекового города. Снова сбавляем ход до минимального глиссирования и, вдоволь нарулившись и накачавшись на волнах за пять часов, наконец входим в тихую гавань Приозерска – пункт нашего назначения. Здесь катер продолжит службу, а мы посуху отправимся по домам.

 

Отступление четвертое, теоретическое

Расспросите причастную публику – по каким критериям можно относить скоростное судно к всепогодным мореходам. Едва ли получите однозначный ответ. Одни назовут килеватость днища, другие высоту борта и остойчивость, третьи уверенно скажут, что глиссера мореходными не бывают в принципе. Бытует мнение, что мореходный катер должен быть тяжелым, чтобы «давить волну весом». Разброс мнений – свидетельство комплексности проблемы, но понятно, что сила удара о волну, перегрузки при качке имеют решающее влияние на состояние экипажа в длительном путешествии.

 

Рассуждаем логически. Если быстрый глиссер поддерживается на ходу преимущественно динамическими силами, значит при неизбежном изменении углов атаки на волне (примерно в три раза, как утверждают специалисты), судно получит нагрузки на корпус, сопоставимые силами его поддержания. Потому мореходны сильнокилеватые, тяжелые и удлиненные корпуса – они в большей степени поддерживаются силами гидростатики, чем динамики. Какой ценой? Как мы видели, тяжелый глиссер в полуводоизмещающем режиме становится менее экономичным по топливу, а иногда может и «сваливаться» с него, заставляя постоянно работать дросселем. Высокая килеватость также требует дополнительной мощности. Кому-то это неважно, а кто-то предпочтет иметь специализированное судно переходного режима, менее «прожорливое» в длительном штормовании, но и не быстрое в тихую погоду. Практика показывает, что универсального решения нет, и каждому капитану придется делать собственный выбор.

 

Резюме

Концепция Arctic 25 обозначилась достаточно четко. Это «компактный крейсер» с хорошим уровнем обитаемости, разнообразно и сполна оборудованный, быстрый, тихий и надежный на ходу. Компоновка его помещений при этом скорее «мужская», удобства на борту – без излишеств. При всех внешних признаках «морского джипа» Arctic 25 не стоит также относить к служебным судам- «всепогодникам» наподобие спасательных РИБов. Как сказал один из строителей катера, «это судно для того, чтобы гарантированно вернуться домой, если непогода вдруг вторгнется в ваши планы». Испытания Ладогой подводят нас к такому же выводу

Экспертное мнение

Алексей Чандаев

Подводя итоги нашего непродолжительного похода, в первую очередь хочу отметить нашу уверенность в лодке. Эпизодически мы попадали в полутораметровые волны, катер, срываясь с одной, втыкался в следующую; сползая со склона, получал удар в борт от находящего следом гребня. Брызги пролетали до кормы, на ют устремлялись потоки воды, стеклоочистители работали в ускоренном режиме, а мы в рубке хватались за все что только можно. При неудачных маневрах лодка резко кренилась, но восстанавливалась и устремлялась дальше, раз за разом подтверждая свои мореходные качества. Но в этом переходе мы не стремились получить новые острые ощущения. Хотелось испытать чувства, переживаемые людьми, для которых море не область развлечений, а работа, Это спасатели, рыбаки – для кого в первую очередь, да и кем была спроектирована лодка. Для тех, кто выходит в море при любых прогнозах, полностью доверяя здоровье и жизнь своему небольшому судну.

 

выбрать катер

показать все предложения
ARCTIC Commuter
PARKER BOATS

Напоследок

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
prev
next

Бензин или дизель.

News image

Что предпочесть? Споры вокруг выбора двигателя для катера, работающего на том или ином топливе, возникли далеко не вчера. Но если сделать что-то вроде диаграммы мнений, то ...

Габариты свободы

News image

Что такое "автогабарит"? В обсуждение катеров различного класса мы чаще всего заостряем внимание на их ходовых качествах, компоновке, концепции, не забывая и о ттх. Впрочем, последнее ра...

Parker 660 Pilothouse: доверьтесь специалисту

News image

Специальный катер для рыбалки. При нашем обилии крупных внутренних водоемов и мест, труднодоступных даже для автомобилей-внедорожников, дальняя экспедиция превращается для отпускника-рыболова в увлекательное приключение. И если мн...

Тест-Драйв. Arctic 25 Commuter.

News image

Реинкарнация Commuter. Ради такого случая в журнале, наверное, стоило бы завести рубрику вроде «Ретро-тест», хоть дело и было уже в нынешнем веке. Для того чтобы вернуться к ...

Parker уходит в море

News image

Обзор модельного ряда. Польская верфь Parker со своими универсальными катерами уверенно завоёвывает рынок Европы, не обходя вниманием и Россию, где лодки такого типа всегда пользовались и бу...

 

 

Nord Boat

 

Nordboat (Норд Бот)

197110, Санкт-Петербург, Крестовский остров,

Южная дорога 4 корп.1

Написать письмо