Звонок бесплатный
Arctic 25 Commuter
Автор: Алексей Даняев 5 (263) 2016. Катера и Яхты   

Практичность и универсальность – путь к успеху

Тестовое путешествие с отступлениями

Выведение на рынок нового лодочного бренда всегда сопряжено с известными рисками. Мощное моторное судно– товар дорогостоящий, долгоживущий, и отдавать значительную часть времени и средств абы кому покупатель всегда не готов. Новый бренд – это в известной степени «кот в мешке». Чтобы развеять завесу неопределенности нужны тест-драйвы с мнениями экспертов, а еще лучше – тестовые походы продолжительностью в несколько дней, именно в них раскрываются тонкости эргономики конкретных лодок, вылезают «косяки» технических решений и модных нововведений. Такой поход был запланирован тест-группой «КиЯ» на новом катере Arctic 25 Commuter . Катерный бренд Arctic Boats – открытие этого года на российском рынке. Впрочем, он не новичек.

 

 

 

 

Мы вширокую «засветили» его после зимних выставок в Дюссельдорфе и Хельсинки, хотя    впервые на страницах журнала он отметился еще годом ранее – в No253. Отметился и пропал. Шла непростая работа по внедрению проекта в производство, она требовала времени. Как было сказано при первом знакомстве, Arctic стал логическим продолжением известной серии норвежских катеров- «коммутеров» Askeladden С8, чьи потребительские качества высоко оценивали эксперты. В силу известных причин их производство на земле викингов стало нерентабельным, и проект был продан европейской компании Arctic Boats, которая подновила дизайн судна при участии словенского бюро Seaway и разместила заказ на судостроительных мощностях в польском городке Гижицко. Польша – благодатный край для организации разного рода сборочных производств.

 

Интегрированная Европа минимизирует расходы и время на поставку комплектующих деталей, стоимость рабочей силы на ее окраинах очень умеренная, но и требования к качеству готовой продукции – без всяких скидок. Год ушел на достижение требуемой кондиции, и вот Arctic 25 Commuter появился в Петербурге и готов к испытаниям северной погодой.

Мы испытательная команда – два Алексея, оба специалисты-корабелы разных лет выпуска. Мы намерились проделать «марш-бросок» по Неве и Ладоге, причем такой, чтобы потерять из вида берега. Все знают, насколько переменчива ветро-волновая обстановка на самом большом озере Европы, и это шанс для нас в сжатые сроки почувствовать особенности поведения судна. За безопасность не слишком опасаемся: категория катера «B», подтвержденная документом из Польского регистра, гарантирует преодоление четырехметровой волны открытого моря, встретить которую на нашем озере маловероятно. В надежности 350-сильного дизеля Mercury сомневаться тоже не приходится, тем паче, что некоторые проблемы с топливной системой мы «взломали» еще на стадии первых опытных забегов.

Лодка досталась нам совсем новой, необжитой, поэтому полдня ушли на закупки, сборы и построение планов. Чтобы гарантированно получить несколько длинных курсов относительно волны решили после вечернего броска в Шлиссельбург пройти открытой водой в Волхов, а после пересечь озеро по диагонали до Приозерска, где и закончить путешествие. Крейсерская скорость в 20- 25 уз позволит совершить каждый из этапов менее чем за день, и еще останется время на фотосессии и неспешное осмысление полученного опыта.

Arctic 25 полностью оборудован для длительного путешествия небольшим экипажем

Лодка заказная, «набитая» различными опциями, и несмотря на желание опробовать все ее возможности, в освоении радара Raymarine нам не хватило должной настойчивости – с успехом обошлись обычным ручным управлением и сервисом картплоттера с ярким сенсорным экраном и эхолотом с функцией. Надо упомянуть также носовое подруливающее устройство с кнопочным управлением, незаменимое при маневрировании в условиях течения и ветра и конечно управляемые транцевые плиты, в необходимости которых нам пришлось убедиться на практике. Сборы были не слишком основательными, с расчетом на дальнейшие выходы на берег за провизией, но сразу взяли вещи, которые нужно не раздумывая держать в списке «must have»: спасжилеты, непромоканцы, бинокль, радио речного диапазона, вспомогательный и плавучий якоря с тросом, а также полный комплект проводов-зарядок для разнообразной «ручной» электроники.

 

Сомнения вызвала штатная плитка- спиртовка под крышкой на передней панели. Спирта по-быстрому достать не удалось, поэтому прихватили обычную туристскую плитку с газовым баллончиком. Как же в походе без горячего?

Отступление первое, метрологическое

Результаты замеров ходовых характеристик. Виден высокий выброс путевого расхода топлива в переходном режиме движения и ровная его полка в диапазоне крейсерских скоростей

Программа любого теста как правило включает замеры скорости, шума и расхода топлива. Разумеется, все это мы проделали заранее. Замеренные значения видны на графике, но необходима их интерпретация. Arctic 25 Commuter – катер мореходный, довольно тяжелый для своих размерений, его полное водоизмещение превышает 4 т, следовательно, имеется выраженный «горб» в переходном режиме, движение на котором экономически невыгодно. Как видно, при скорости в 10 уз путевой расход более 2.5 л/милю, тогда как при 20 уз он падает чуть ли не вдвое, до 1.4 л/милю. Впрочем, общий запас топлива у катера превышает полкуба, и в нашем случае при расстояниях между ПЗС в пределах 80-100 миль расход был не критичен, тут наилучший режим движения каждый владелец может выбирать для себя сам. Кроме того, в переходном режиме катер задирал нос, и этой особенности полностью не устраняли ни пристроенные при модернизации дополнительные объемы плавучести на транце, ни опущенные плиты. Опытным путем мы отметили, что наилучшие скорости хода «25-го» лежат в диапазоне 18-30 уз, или 2500-3300 об/мин, когда двигатель отдает 50-70% полной мощности. На быстрой восьмиметровой лодке – это комфортно. Полно места чтобы разложить вольготно, с прямым доступом нужные в пути вещи. но по сравнению с чистыми «прогулочниками» места в рубке «25-го», прямо скажем, не в избытке. Компоновкой он ближе к лодкам, которые принято считать служебными – и платит за это обитаемым пространством. Проходы к боковым сдвижным дверям удобны и востребованы для быстрого доступа к борту, плюс проход к кормовой двери предпочтительно не загромождать чтобы не пробираться в кокпит бортовыми проходами, хорошо защищенными фальшбортом от волны, но все же узковатыми. В лодке вполне можно разместиться на несколько дней вчетвером, а дальнейшее увеличение числа пассажиров на борту, вплоть до паспортных восьми, потребует компромиссов, сопряженных с полной уборкой стола, задействованием вспомогательных сидячих и спальных мест, и это уже вариант только для коротких путешествий. Для размещения камбуза с мойкой, хранения провизии и снабжения, хотя дополнительного спального места лишаемся. Есть над чем подумать при заказе опций. По величине с его весом. Тихоходный водоизмещатель, поддерживаемый только гидростатическими силами, подвержен ударам на порядок меньшим по величине. Следовательно, комфорт хода любого судна по волне определит соотношение между статическими и динамическими Шум при этом вполне комфортен, в пределах 75-80 дБ, и слышны преимущественно нижние частоты, а «звон» воды эффективно отсекают плотно запирающиеся сдвижные двери. Вдобавок при средних ходах эхолот не теряет сигнал, что полезно в наших мелководьях. Не стоит полагаться на одну только карту, когда осадка достигает метра, а стоимость колонки Bravo Three превышает полмиллиона рублей.

 

Солнце уже начало желтеть, когда мы утвердились в достаточности потраченного на сборы времени и, прогрев двигатель до положенных 60°, отвязали наконец швартовы. И – потащились вверх по Неве. Ограничение скорости в черте города в 15 км/ч признают нелепым даже инспекторы ГИМС, вполне достаточным было бы ограничить ее лишь в пределах центральной его части, где движение наиболее интенсивно. Тяжелый глиссер тащит кормой воду и разводит волну, сжигая солярки столько же, сколько и на крейсерском ходу. Выносить это издевательство нет ни сил, ни времени, и за Смольным наконец даем нормальный ход. Катер идет по реке устойчиво, в отличие от легких лодок не замечает водоворотов, и берега быстро проносятся мимо. Заруливаем на ПЗС в Невской Дубровке чтобы добить запас топлива. Заправщик с интересом оглядывает катер, проявляет осведомленность в знании мореходных катеров, начинает сравнивать наш Arctic с польскими Parker , финскими Nord Star . Неудивительно – эти марки выросли из той же скандинавской традиции, и где им быть, как не на нашей неспокойной Ладоге? Высокая для польской лодки цена? Да, «25-й» недешев и сравним по стоимости с финскими лодками. Так ведь чудес не бывает: и масса корпуса немалая, а люксовая отделка и разнообразное оборудование стоят своих денег. Конкурирующие лодки польской постройки заметно более легкие и проще оборудованы в стандартной поставке.

Шлиссельбург – тихая гавань перед броском в Ладогу

Набив баки доверху, уходим к знакомому месту ночной стоянки в Петровском канале у цехов Охтинской судоверфи. Там всегда доброжелательный прием, тишина и близость к самому центру Шлиссельбурга. Можно неспешно оценить условия размещения на борту. В исполнении этой лодки есть нестандартные особенности. Под рундуком левого борта оборудовано дополнительное спальное место-«гробик». Оно не слишком просторно, но имеет важное достоинство: уложив там ребенка, или, скажем, громко храпящего члена экипажа, вам не придется разорять обеденный уголок-трансформер в салоне. Стол постоянно закреплен на вертикальной полированной трубе посередине салона, и его можно перемещать между рабочим положением на уровне рундуков и походным – под подволоком. Это удобно решает проблему хранения столешницы, если предполагается соорудить четвертое спальное ме- сто в кормовой части рубки. Однако, выставив стол, следует помнить, что для прохода мимо него в кокпит по- требуется сложить хотя бы одно из его «крыльев». Кроме того, неплохо бы иметь больше свободы в положении передних кресел, чтобы их тоже можно было задействовать при вечернем застолье, да и вообще настраивать сообразно желаниям. Гальюн с накопительной цистерной практичен, хотя и скромен в размерах. Хорошо что он просто есть на борту.

 

 

Отступление второе, эргономическое

Путешествовать вдвоем на быстрой восьмиметровой лодке – это комфортно. Полно места чтобы разложить вольготно, с прямым доступом нужные в пути вещи. но по сравнению с чистыми «прогулочниками» места в рубке «25-го», прямо скажем, не в избытке. Компоновкой он ближе к лодкам, которые принято считать служебными – и платит за это обитаемым пространством. Проходы к боковым сдвижным дверям удобны и востребованы для быстрого доступа к борту, плюс проход к кормовой двери предпочтительно не загромождать чтобы не пробираться в кокпит бортовыми проходами, хорошо защищенными фальшбортом от волны, но все же узковатыми. В лодке вполне можно разместиться на несколько дней вчетвером, а дальнейшее увеличение числа пассажиров на борту, вплоть до паспортных восьми, потребует компромиссов, сопряженных с полной уборкой стола, задействованием вспомогательных сидячих и спальных мест, и это уже вариант только для коротких путешествий. Плитка, расположенная на передней панели – это вообще диковинка, как ей пользуются скандинавы? Ее оптимальное назначение – сварить кофе у городского причала. Рациональнее отдать место перед «штурманским» креслом картам, лоциям, компьютеру-планшету, для которого там, кстати, нужна еще одна розетка. А если не устраивать спального «гробика», появится удобное место для размещения камбуза с мойкой, хранения провизии и снабжения, хотя дополнительного спального места лишаемся. Есть над чем подумать при заказе опций

 

 

Сон на борту глубок и безмятежен. Запертые двери гарантируют тишину, на палубном люке есть комариная сетка, воздуха достаточно. Доступ в «гробик» через подъемный люк требует некоторой сноровки, но спать в нем вполне удобно, особенно на волне, хотя открывающийся «в море» вентиляционный лючок не помешал бы...Наутро гуляем по Шлиссельбургу, погода прекрасная. На набережной попадается группа голландских туристов-байкеров, они объехали всю Северную Европу вплоть до крайней ее точки Норд-Кап, теперь завершают круг через Россию. «У вас хорошо, бензин очень дешевый» – говорят. А уж мы-то как этому рады! Прокладываем курс не мудрствуя, по основному фарватеру. До Новой Ладоги около 65 миль, три-четыре часа – и там, если ничто в пути не задержит. Слушаем прогноз погоды по пятому речному. Обещают волну «полметра-метр» при слабом западном ветре. Это ладожский стандарт, нам беспокоиться не о чем. Аккуратно выбираемся Кошкинским фарватером и устремляемся вперед в безбрежную водную гладь. Солнце светит в корму, засвечивает в верхний стеклянный люк Webasto, и тут открываем для себя неприятный побочный эффект. Лобовые стекла рубки наклонены вперед, как этого требуют каноны проектирования покорителей морей, и наклон действительно оказывается практичным: па- дающие брызги меньше беспокоят, в стекле не отражается передняя панель. Попутная волна понемногу достигает предсказанных высот, мы летим по ней при 20-25 узлах, вре- менами ударяясь килем о склоны. Тогда тучи брызг поднимаются по сторонам, перелетая и через крышу. Внутри сухо, ни один стык не течет. Солнце нагревает стеклянный «стакан» рубки, но люки открывать не хочется – в них летят брызги. Ищем возможность устроить вентиляцию через приоткрытые двери. Рулить в одной позе утомительно, хорошо что кресло-трансформер позволяет разнообразно менять ее. Высокая стойка, на которой укреплен стол, великолепно исполняет роль поручня при перемещениях по рубке, а вот в носовую каюту на ходу по волне лучше не лезть: делать там нечего, и меньше риск набить шишек. Впрочем, гальюном так или иначе воспользоваться приходит время, и ради этого снижаем ход до малого. Двухбалльная волна легко покоряется нам. За Сухским маяком поворачиваем в сторону берега, вода постепенно меняет цвет на желтоватый и коричневый – показались купола церквей Новой Ладоги и размеченный вход в Волхов. Выше по течению есть большая охраняемая стоянка «Турбаза Ладога» за очень умеренные деньги, но мы решаем оставаться «дикарями». Заправившись и совершив вылазку в город, уходим дальше по Волхову чтобы найти спокойное место для второй ночевки.

 

 

Отступление третье, краеведческое

Новая Ладога – небольшой областной городок, милый и живой. Малоэтажным домикам в центре лет по сто, в зеленых дворах трогательные дровяные сараи. По Волхову снуют моторки, берега многочисленных каналов уставлены лодочными корпусами: здесь один из центров любительской рыбалки на – древняя крепость-музей в поселке Старая Ладога в 15 км выше по течению. А ведь эти места по экономическому развитию соперничали в свое время с известнейшими центрами княжеской Руси. Но это все общеизвестные достопримечательности. Если вы доберетесь на лодке до Волхова, непременно подойдите к правому берегу у деревни Горчаковщина, что перед поворотом реки на запад к кургану Олега. Там у песчаной отмели всегда людно. Выйдите на берег и пройдите вглубь лесного каньона 50 метров прямо по руслу чистого ручья. Вам откроется незабываемое и почти мистическое зрелище: сложенный слоями песчаника округлый грот, со свода которого с четырехметровой высоты обрушиваются струи прохладной воды. Это Горчаковщинский водопад, самый высокий из нерукотворных в Ленинградской области. Глубина Волхова у берегов достаточна для подхода малых удов даже с метровой осадкой. Приглубость волховских берегов позволяет нам для второй ночевки встать носом в берег напротив стен Старой Ладоги, лишь коснувшись дна металлическим протектором на форштевне. Заводим второй якорь с кормы на глубину и надежно вяжемся к береговым деревьям. Садится солнце, плюхают рыбешки в траве, в воздухе царит летняя идиллия.

 

Наутро фотосессия и бросок в Приозерск. Отснять Arctic 25 в нешироком Волхове непросто: тяжелый катер разводит волну и жители прибрежных дач едва ли были счастливы наблюдать легкое цунами в своих огородах. По-быстрому управившись, уходим в озеро. Там та же двухбалльная волна с разных направлений. Идти бортовой западной волной довольно комфортно: качает не сильно, брызги только в левый борт, и с вентиляцией нет проблем. В пути хочется выпить кофе, и мы заранее припасли горячей воды в термосе – камбуз не понадобится. Валы навстречу неприятны, приходится снижать ход до минимального глиссирования при 17-19 уз с предельно выпущенными «закрылками», и даже такая скорость вызывает болтанку, которую можно переносить, лишь хорошо раскрепившись в рубке между поручнями и креслами. В кок- пите качка спокойнее, и мы, сменяя друг друга за штурвалом, выходим на корму, чтобы проветриться под брызгами. В самом центре озера зыбь неожиданно пропадает, и мы добавляем хода. По мере приближения к берегам Приозерска понемногу нарастает встречный ветер, который разводит очень короткую волну с барашками, от которой катер сотрясается как повозка на булыжных улицах средневекового города. Снова сбавляем ход до минимального глиссирования и, вдоволь нарулившись и накачавшись на волнах за пять часов, наконец входим в тихую гавань Приозерска – пункт нашего назначения. Здесь катер продолжит службу, а мы посуху отправимся по домам.

 

Отступление четвертое, теоретическое

Расспросите причастную публику – по каким критериям можно относить скоростное судно к всепогодным мореходам. Едва ли получите однозначный ответ. Одни назовут килеватость днища, другие высоту борта и остойчивость, третьи уверенно скажут, что глиссера мореходными не бывают в принципе. Бытует мнение, что мореходный катер должен быть тяжелым, чтобы «давить волну весом». Разброс мнений – свидетельство комплексности проблемы, но понятно, что сила удара о волну, перегрузки при качке имеют решающее влияние на состояние экипажа в длительном путешествии.

 

Рассуждаем логически. Если быстрый глиссер поддерживается на ходу преимущественно динамическими силами, значит при неизбежном изменении углов атаки на волне (примерно в три раза, как утверждают специалисты), судно получит нагрузки на корпус, сопоставимые силами его поддержания. Потому мореходны сильнокилеватые, тяжелые и удлиненные корпуса – они в большей степени поддерживаются силами гидростатики, чем динамики. Какой ценой? Как мы видели, тяжелый глиссер в полуводоизмещающем режиме становится менее экономичным по топливу, а иногда может и «сваливаться» с него, заставляя постоянно работать дросселем. Высокая килеватость также требует дополнительной мощности. Кому-то это неважно, а кто-то предпочтет иметь специализированное судно переходного режима, менее «прожорливое» в длительном штормовании, но и не быстрое в тихую погоду. Практика показывает, что универсального решения нет, и каждому капитану придется делать собственный выбор.

 

Резюме

Концепция Arctic 25 обозначилась достаточно четко. Это «компактный крейсер» с хорошим уровнем обитаемости, разнообразно и сполна оборудованный, быстрый, тихий и надежный на ходу. Компоновка его помещений при этом скорее «мужская», удобства на борту – без излишеств. При всех внешних признаках «морского джипа» Arctic 25 не стоит также относить к служебным судам- «всепогодникам» наподобие спасательных РИБов. Как сказал один из строителей катера, «это судно для того, чтобы гарантированно вернуться домой, если непогода вдруг вторгнется в ваши планы». Испытания Ладогой подводят нас к такому же выводу

Экспертное мнение

Алексей Чандаев

Подводя итоги нашего непродолжительного похода, в первую очередь хочу отметить нашу уверенность в лодке. Эпизодически мы попадали в полутораметровые волны, катер, срываясь с одной, втыкался в следующую; сползая со склона, получал удар в борт от находящего следом гребня. Брызги пролетали до кормы, на ют устремлялись потоки воды, стеклоочистители работали в ускоренном режиме, а мы в рубке хватались за все что только можно. При неудачных маневрах лодка резко кренилась, но восстанавливалась и устремлялась дальше, раз за разом подтверждая свои мореходные качества. Но в этом переходе мы не стремились получить новые острые ощущения. Хотелось испытать чувства, переживаемые людьми, для которых море не область развлечений, а работа, Это спасатели, рыбаки – для кого в первую очередь, да и кем была спроектирована лодка. Для тех, кто выходит в море при любых прогнозах, полностью доверяя здоровье и жизнь своему небольшому судну.

 

выбрать катер

показать все предложения
ARCTIC Commuter
PARKER BOATS

Напоследок

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
prev
next

НОУ-ХАУ ПО-ПОЛЬСКИ

News image

Вот уже на протяжении десятилетия катера производимые  компанией Parker привлекают к себе внимание любителей отдыха на воде из всей Европы. Фирма производит лодки, хорошо сконструированные и,...

Росчерк на воде

News image

Parker 660 Weekend — это лодка для дневных прогулок, спорта и рыбалки с ночевкой. Есть Parker — легендарная ручка, пишущий инструмент. А есть другой Parker — ло...

Большое приключение

News image

Большое путешествие на Parker 800 Weekend. В Москве во время выставки MBS на стенде компании Nord Boat стояла лодка Parker 800 Weekend с изображением карты Норвегии на...

Бензин или дизель.

News image

Что предпочесть? Споры вокруг выбора двигателя для катера, работающего на том или ином топливе, возникли далеко не вчера. Но если сделать что-то вроде диаграммы мнений, то ...

Габариты свободы

News image

Что такое "автогабарит"? В обсуждение катеров различного класса мы чаще всего заостряем внимание на их ходовых качествах, компоновке, концепции, не забывая и о ттх. Впрочем, последнее ра...

 

 

Nord Boat

 

Nord Boat (Норд Бот)

197110, Санкт-Петербург, Крестовский остров,

Южная дорога 4, корп.1

Яхт-клуб "Крестовский"

Написать письмо