Звонок бесплатный
Бензин или дизель.

Что предпочесть?

Какой двигатель выбрать, вот в чем вопрос

Споры вокруг выбора двигателя для катера, работающего на том или ином топливе, возникли далеко не вчера. Но если сделать что-то вроде диаграммы мнений, то она будет непостоянна, потому что факторов, влияющих на предпочтения довольно много. Не зависимо от того, выбираете Вы б/у катер с уже подобранным мотором или двигатель для новой лодки, критерии выбора будут примерно одинаковы.

Для катеров в размере от 6 до 10 метров выбор двигателей довольно обширен, как производителей, так и мощностей, как не растеряться и сделать правильный выбор. Законы рынка.  В народе гуляет популярная фраза, которая на самом деле не часто имеет отношение к реальному положению дел: «спрос - рождает предложение». Ведь по правде сказать, предложение в не меньшей степени формирует этот самый спрос, более того, существует и ещё целый ряд факторов, которые оказывают влияние на формирования «спроса» и возможности «предложения». А, следовательно, предложенная упрощённая схема на практике не так уж проста.

Не хотелось бы повторяться на тему «Какой тип мотора стоит выбирать: подвесной или стационарный» - этот вопрос мы подробно рассматривали в другой статье. И в обсуждаемом классе этот вопрос действительно актуален. На катерах 10 метров подвесные двигатели используются крайне редко. Хотя и такое бывает. В случае выбора стационарного двигателя есть возможность укомплектовать катер дизельным мотором. Однако не все воспринимают это обстоятельство как однозначное преимущество. Ведь зачастую непонятно какое именно преимущество даёт дизельный двигатель и есть ли оно вообще.

 

Выбираем бензин.

Тут есть один плюс, который может перекрыть все недостатки и дальнейшая дискуссия уже теряет смысл. Рынок бензиновых моторов несоизмеримо более развит. Если остановиться на подвесниках, то мы увидим, что рынок предлагает выбор из по крайней мере шести-семи развитых производителей лодочных моторов, каждый из которых выпускает линейку мощных двигателей.  Некоторые из них работают, основываясь на производстве автомобильных моторов. Одни компании доводят до совершенства давно придуманные технологии. Другие стремятся выделиться, создавая свою систему работы мотора (Verado или Evinrude E-tec, для примера). Но как бы там ни было, все эти моторы бензиновые.

По этой причине, если ваш выбор пал на подвесной мотор (спарку), то единственное, что вы можете рассматривать (да и то не всегда) это производителя и мощность установки. В зависимости от желания, задачи и возможностей (одна и та же мощность от разных производителей может существенно различаться по стоимости). Между тем, особенности работы бензинового двигателя для лодки в целом аналогичны автомобилю. Большая динамика, резвый старт, больший диапазон оборотов, и конечно больший расход. В большинстве случаев - чувствительность к качеству топлива. Бензиновый двигатель не даёт каких-то ощутимых преимуществ, кроме того, что катер может быть немного резвее, быстрее разгоняться и в целом будет чуть динамичнее. Но всё это нивелируется условиями эксплуатации. Ведь на лодке нет нужды делать резкий старт со светофора или обгонять кого-то на трассе. Учитывая расход топлива, большая часть времени эксплуатации мотора происходит в режиме до 2/3 от режима «полный газ». Это можно назвать лучшим балансом соотношения скорости-расхода топлива-износа двигателя. Ну и коль скоро рынок бензиновых подвесников так развит, то и сервис этих моторов уже может внушать определённую уверенность владельцу. За эти годы, по крайней мере, в больших городах появились сертифицированные сервис-центры, способные обеспечивать достаточно качественное обслуживание моторов. Разумеется и ремонт, если потребуется. И тот факт, что именно бензиновых двигателей несоизмеримо больше, говорит о том, что не только качество, но и стоимость такого сервиса может оказаться более привлекательным.

Выбираем дизель.

На самом деле подвесные дизельные двигатели, конечно есть. Но по ряду причин они не могут прижиться в водно-моторном мире и от того существуют лишь в роли полупрототипов, появляясь штучными партиями. Это сулит большие трудности в части обслуживания и сервиса. Периодичность его во многом зависит от интенсивности эксплуатации и в целом значительно ниже, чем в среднем в автомобильном мире, но как минимум дважды в год мотор необходимо готовить к сезону зимней стоянки и летней эксплуатации. Это большой минус. Справедливости ради, подобные примеры имеют место и в случае с современными бензиновыми двигателями, напичканными различной электроникой. Но благодаря их большему количеству на рынке опыт сервисных центров так же растёт быстрее, чем с морскими дизелями.

В мире стационаров ситуация существенно различается. Если мы говорим о катерах оснащённых моторами мощностью до 700 л. с. (при такой мощности речь, разумеется, идёт о спарке), а это как раз тот самый размер до 10 метров – тут бензиновые стационары ещё составляют большую конкуренцию дизелям, но все же существенно уступают по популярности.  Почему владельцы катеров, оснащённых стационарными моторами, делают выбор в пользу бензинового двигателя? В большинстве случаев этот выбор основан на стереотипах или предыдущем опыте, связанном с подвесными моторами. Есть и ещё одна немаловажная причина – цена. Дизельный двигатель как правило дороже бензинового и это может стать решающим аргументом. Кроме того, существует и ряд стереотипов относительно эксплуатации дизельных движков: шум, запах, выхлоп и тд. Разумеется, к современному миру они уже не имеют никакого отношения. Чтобы понять это, достаточно прокатиться на современном автомобиле. А если у вас есть опыт езды на разных машинах с дизельным двигателем, то вы согласитесь, что все они работают по-разному.

В водно-моторном мире этот выбор не так велик. И круг производителей уже не так обширен. Очень важно, выбирая мотор, оценивать те акценты, которые делает производитель. Создаёт ли он двигатель с целью заполнить пробелы в модельном ряду или это является в определённой степени стилем компании. Дизельный мотор действительно уступает в резвости бензиновому, хотя на катерах 6-10 метров этот разрыв не так уж очевиден и важен как на автомобильных двигателях. При этом максимальная и крейсерская скорость не будут различаться. Главный аргумент – существенная экономия топлива.

Рынок бензиновых моторов развивается, стремясь нивелировать отставание в показателях экономичности. И в определённом режиме эксплуатации для того, чтобы «отбить» разницу в стоимости потребуется несколько лет. Но всё же в целом дизельный мотор сохраняет свою позицию более экономичного. Это в свою очередь открывает ощутимо больший простор для путешествий и автономного плавания. Такие двигатели менее прихотливы к качеству топлива, а значит можно не опасаться заправляться далеко за пределами мегаполиса. В части уровня шума, вибрации и выхлопа Вы вряд ли почувствуете существенную разницу с бензиновым. И хотя дизельный мотор при правильной эксплуатации считается надёжнее бензинового, всё же сервис и возможный ремонт такого двигателя будет дороже бензинового.

Подведём итоги.

Выбор должен быть основан на тщательном взвешивании всех «за» и «против», собственных предпочтениях, на понимании тех условий, в которых будет эксплуатироваться лодка и финансовых возможностях. Если Ваши планы не предполагают длительных экспедиций, ограничиваясь полным баком, качество топлива не вызывает нареканий и для вас важна резвость лодки и быстрый старт – бензиновый мотор вполне подойдёт для таких условий.

Дизель же будет более привлекателен для тех, кто совершает частые большие переходы, требующие дозаправки, иногда в местах, где и мобильная связь-то не ловит (впрочем, и тут не стоит переоценивать возможности мотора, менее чувствителен к топливу, не значит не чувствителен вовсе, да и дополнительный топливный бак не будет лишним). Когда для вас важнее преодолеть расстояние и движение на пределе скорости не является основой. Дизель традиционно лучше работают на малых оборотах, а потому вполне подходят для ловли троллингом. Даже если вы в случае с автомобилями давно определись со своими предпочтениями, в водно-моторном мире нельзя занимать радикальную позицию. Поскольку выбор обширен, а ставки высоки.

Важно сделать разностороннюю оценку, не ограничиваясь базовыми цифрами: цены, расхода, ттх двигателя. Стоит обращать внимание на регион и условия эксплуатации, наличие сервис-центра или официального дилера, оценить интенсивность эксплуатации лодки, загрузку и режимы, в которых мотор будет эксплуатироваться. Тогда можно получить более чёткую картину, на основе которой сделать верный выбор и существенно облегчить себе жизнь на воде.

 

Напоследок

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
prev
next

Бензин или дизель.

News image

Что предпочесть? Споры вокруг выбора двигателя для катера, работающего на том или ином топливе, возникли далеко не вчера. Но если сделать что-то вроде диаграммы мнений, то ...

Габариты свободы

News image

Что такое "автогабарит"? В обсуждение катеров различного класса мы чаще всего заостряем внимание на их ходовых качествах, компоновке, концепции, не забывая и о ттх. Впрочем, последнее ра...

Parker 660 Pilothouse: доверьтесь специалисту

News image

Специальный катер для рыбалки. При нашем обилии крупных внутренних водоемов и мест, труднодоступных даже для автомобилей-внедорожников, дальняя экспедиция превращается для отпускника-рыболова в увлекательное приключение. И если мн...

Тест-Драйв. Arctic 25 Commuter.

News image

Реинкарнация Commuter. Ради такого случая в журнале, наверное, стоило бы завести рубрику вроде «Ретро-тест», хоть дело и было уже в нынешнем веке. Для того чтобы вернуться к ...

Parker уходит в море

News image

Обзор модельного ряда. Польская верфь Parker со своими универсальными катерами уверенно завоёвывает рынок Европы, не обходя вниманием и Россию, где лодки такого типа всегда пользовались и бу...

 

 

Nord Boat

 

Nordboat (Норд Бот)

197110, Санкт-Петербург, Крестовский остров,

Южная дорога 4 корп.1

Написать письмо